Что несёт наибольшую угрозу нашей национальной безопасности? Кто-то назовёт терроризм, другие НАТО, третьи – набирающий мощь Китай…
Однако есть враг куда как более опасный, злобный и беспощадный. Это – повальное пьянство нашего народа. Коварство его в том, что он таковым не воспринимается, в отличие, скажем, от наркотиков. Мало-мальски здравомыслящий человек наркотики употреблять не станет, понимая, что это – смерть. А вот «пивасика», «водчонки» - с удовольствием. А результат – тот же: если не смерть, то деградация. Это и откровенные «синяки», потерявшие человеческий облик, и с виду нормальные мужики, часто - «рукастые», но с совершенно парализованной волей, для которых бутылка первичнее и семьи, и матери - Родины. И ведь всё видим и всё знаем – и терпим, как в порядке вещей. И молодых мамаш, одной рукой толкающих коляску, а с помощью другой халкающих пиво. И нашу юную поросль, свою уверенную поступь к алкоголизму начинающую с этого же напитка и по мере взросления повышающей градус водкой. И дикие ночные вопли. И – список можно продолжить до бесконечности. Но знаменатель общий - вымирающая, деградирующая страна.
Вот и президент озвучил эту проблему. (Это наш менталитет – чтобы проблема решалась, её сначала должен озвучить глава государства, будь то коррупция, игровые автоматы и т.д.) Президент же озвучил цифру - количество потребляемого алкоголя на душу населения, включая женщин, стариков и детей, 18 литров! Что это получается? 72 бутылки водки? Не поверил бы, не скажи это глава государства. В ужас бы придти. А мы – ничего, даже похохатываем. Пока, во всяком случае.
И ведь что главное: в России нет исторических корней алкоголизма. До революции Россия была одной из самых трезвых стран в Европе: меньше её пили только в Норвегии. Когда в 1913 году потребление алкоголя перевалило за четыре литра, началась паника: страна спивается. С пьянством стали бороться – и не планами с отчётами, а реально. По всей стране возникают общества трезвости - не по указивке сверху, а в результате народной инициативы. Очень активную антиалкогольную пропаганду вела Русская православная Церковь. Екатеринбургская епархия не была исключением: дореволюционные «Епархиальные ведомости» красноречиво об этом свидетельствует. Даже при освящении Свято-Николаевского храма в посёлке Ёлкино преосвященный Митрофан, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, произнес проповедь на эту тему. А в 1914 году в стране вообще был введён «сухой закон», и потребление алкоголя упало до 200 грамм.
«Сухой закон» был отменён большевиками в 1925 году. В условиях государственной монополии доходы от продажи алкогольной продукции становятся важнейшим источником поступлений средств в государственный бюджет. Пьянство же становиться заметным явлением советской действительности с нарастающей динамикой – цифры этого роста известны. Ничто всерьёз не анализировал причины этого явления. Пьянство лицемерно назвали «наследием прошлого», что, конечно же, не соответствовало действительности.
Не обошла проблема пьянства и Качканарскую стойку, о чём свидетельствуют документы Качканарского поселкового совета. Уже 13 июня 1959 года на заседании исполкома поссовета рассматривался вопрос «Об ограничении продажи вино-водочных изделий на посёлке Качканар». Слушали по этому вопросу начальника торгового отдела ОРСа Ваганову А.В.
«Последнее время к нам обращаются, чтобы ограничить продажу вино-водочных изделий. В наличии имеем ассортимент: водка, настойка, портвейн. Остаток на базе - 1800 ящиков, по нашему спросу, так на месячный запас. (Факт вопиющий: в магазинах нет зачастую самых необходимых продуктов, ширпотреба, а вино-водочных в избытке! М.Т.) Водкой мы торгуем во многих магазинах. Здесь на исполкоме нужно решить, как нам ограничить продажу водки, а совсем продавать мы не имеем права, так как тогда люди будут пить всякую дрянь. Нам нужно ограничить продажу водки где-то в одном месте.
Депутат Кудрявцева: «Нужно сделать, так чтобы в обеденный перерыв водкой не торговали».
Начальник отделения милиции т. Попов: «Товарищи, вопрос возник не случайно. 40 % здесь молодежь и она увлечена только этой водкой. Ходили по общежитиям и там молодежь говорит, что «весело живём, когда получим деньги и водку покупаем». Нужно сделать один магазин вино-водочных изделий и торговать ограниченно, и на какой-то процент меньше завозить водки. К чему приводит массовая пьянка? Невыходы на работу, с участков звонят, чтобы забрали пьяных. Здесь на Качканаре было три убийства на почве пьянки.
Член исполкома т. Пушкарева: «Вопрос с водкой действительно серьезный. Я, как директор, больше всех страдаю в дни получек: нет посещения школы. Я присоединяюсь к голосу т. Попова, чтобы организовать продажу вино-водочных изделий в определенном магазине и в определенный часы.
Выступает представитель облпрофсоюза т. Тукмачёв: «Борьбу с алкоголизмом ведут везде. Нужно усилить воспитательную работу в общежитиях, чтобы человек воспитывался в коммунистическом духе».
Выступает Проскурнин Н.И.: «Здесь правильно говорят о водке, что во время работы много пьяных. В рабочее время не торговать водкой и выходной сделать в понедельник».
Тов. Ердяков: «Можно ограничить продажу водки, но чтобы совсем не торговать – этого нельзя. Нельзя ограничить продажу в выходной день».
Теплых: «Присоединяюсь к голосу всех выступающих, чтобы ограничить продажу водки, так как здесь в основном живёт молодёжь. Чтобы торговать в одном месте и установить время продаж».
В связи с очень частыми проявлениями хулиганских действий в общественных местах проживающей молодежью на Качканаре и появления их на работе в нетрезвом виде, ввиду чего получают увечья и травмы, допускают прогулы, опоздания и невыходы на работу
Исполком поссовета решил:
Обязать начальника ОРСА т. Удовенко, начальника торгового отдела т. Ваганову ограничить продажу вино-водочных изделий на посёлке Качканар, для чего:
1. В срок до 20.10.1959 г. организовать продажу водки только в одном магазине и на индивидуальном поселке № 2, для которых установить время работы с 10 часов утра до 6 часов вечера, перерыв с 12 часов до 1 часа дня, воскресенье – с 10 часов до 4 часов дня, понедельник - выходной день.
2. С 20.10.1959 г. запретить продажу вино-водочных изделий всех видов в магазине № 9 квартал 1 «б», а в новом продуктовом магазине производить продажу только плодово-ягодных и виноградных вин.
Контроль за выполнением решения возложить лично на председателя поссовета т. Теплых.
Красной нитью в документе проходит мысль: продажу вино-водочной продукции следует ограничить. Конечно, отцы – основатели нашего города и думать не могли, что через 50 лет Качканар утонет в алкогольной отраве, ибо её – море безбрежное и оно доступно в любой день и в любое время суток для всех независимо от пола и возраста. Такую «трогательную заботу» проявляют о качканарцах наше же качканарское купечество.
Вообще же наш малый и средний бизнес иногда вызывает по меньшей мере недоумение. Например, нас кормит близлежащая округа: торты из Лесного, салаты из Кушвы, напитки из Баранчи. А где наше, качканарское? Нет, это хлопотно. Проще пылесосить бобосы из земляков продажей бухла, да ещё и круглосуточно.
И не задумываются они, христовые, что земная жизнь рано или поздно закончится, а за ней - геенна огненная, от которой никакие деньги не спасут. А всем нам нужно почаще бывать в храме и вслушиваться в то, что там говорят и поют. Например, в ектении просительной мы просим у Господа «христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны». Так вот, кончина от пьянства – постыдная. Следствие её - та же преисподняя.
И внешним врагам нашим напрягаться не стоит. При таком нашем векторе развития им достаточно просто подождать, и через пару-тройку поколений заветный плод в виде необъятных территории с необъятными же природными ресурсами сам упадёт к ним в руки.
Если мы не пробудимся от мертвяще – смердящего пьяного угара. Пробуждайтесь, люди! Пробуждайтесь!
М. Титовец.