Качканарский городской архив

Легенды и были горы Качканар

kachГора Качканар, давшая жизнь городу, хранит ещё много тайн. И раскрывать их не спешит. Отголоски этих тайн находят отражение в легендах, которые бытуют у качканарцев. Сейчас очень нужно зафиксировать историю и реальную, и легендарную.

Скажем по-другому. Реальную историю следует зафиксировать один к одному. А вот легендарную – здесь допустимы вольности. Поэтому обращаюсь к качканарцам с горячей просьбой: если знает кто-то легенды или побывальщину наших мест – расскажите. Например, когда и при каких обстоятельствах на горе Качканар окаменел верблюд? Кто были «качкыннар» - бежавшие, скрывшиеся, от кого бежали и почему скрывались? Да мало ли. Творческим людям не возбраняется подключить фантазию и облечь её в литературную форму.

Я же поделюсь известными мне легендами, непридуманными – их я лично слышал или читал.

Великое камлание

IMG 1155Коренное население здешних мест – манси. Замечательные охотники, они придавали сакральный характер для гор вообще, и для горы Качканар в частности. Есть предположения, что на горе Качканар совершались жертвоприношения. А по сведениям буддийской общины именно здесь состоялось великое камлание в период сибирского похода Ермака. Путь великого завоевателя проходил по реке Туре, что буквально в 20 километрах от нашей горы. Камлание проводилось по приказу пока ещё всесильного правителя Сибирского ханства чингизида Кучума. Результатом должен был стать ответ: оказывать ли русским сопротивление.

Происходило действо в пещере со стороны нынешнего посёлка Косья. Шаманы были единодушны: сопротивление бессмысленно, следует покориться. Но хан Кучум не принял во внимание предостережение, был разбит дружиной Ермака и бежал. Хотя впоследствии отомстил своему обидчику: в ночь с 5 на 6 августа 1584 года во время боя на острове на реке Вагае Ермак был убит. Однако личность казачьего атамана была опоэтизирована, а Кучум в народном сознании остался как злой, жестокий, коварный, «презренный царь Сибири».

Что касается пещеры-капища. В ней якобы находилось подземное озеро, посредине водной глади которого стоял идол. В пещере было множество предметов из драгоценных металлов. По мере колонизации территории русскими, манси частью были ассимилированы, частью откочевали на север. Вход в пещеру был завален. Существует поверье, что если святилище будет нарушено, это будет чревато катастрофическими последствиями для всех нас

Пушка

priiskВо второй половине XIX – XX века окрестности горы Качканар оказались в эпицентре развернувшейся в нашем крае «золотой (платиновой) лихорадки». Это не удивительно: имеющиеся в качканарских недрах дуниты, перидотиты и пироксениты являются источником россыпей драгоценных металлов. Поэтому практически по всей окружности горы располагались многочисленные прииски. Многие из них были очень богаты платиной. Старожилы рассказывают, что старатели делили между собой земельные паи рукавицами – чуть ли не до сантиметра.

Среди таких приисков – Качканарский на речке Утянке. Прииск входил в Косьинскую группу приисков, принадлежавшую семье графов Шуваловых. Обстоятельств его открытия и всего, что с ним связано, мы пока не знаем. Однако упорно бытует мнение об исключительном богатстве этого прииска. Якобы в иные дни с бутары на Качканарском прииске снимали до пуда (16,38 кг) платины. В такие дни стреляла пушка. Документально этот факт никак не подтвержден, но сторожилы упорно стоят на своем. Более того, супер-ас драгер М.В. Михеев, ветеран Великой Отечественной войны, ссылаясь на своего отца-старателя, утверждает, что очень редко, но пушка стреляла и два (!) раза. «А вот три раза никогда не стреляла» - говорит заслуженный ветеран.

Чугунная шляпа

BurdykovСреди владельцев приисков были люди различных сословий: от знатнейших российских фамилий до мещан и крестьян. Но самыми известными в нашей округе золотопромышленниками были Бурдаковы: отец Яков Николаевич, его дети Викторин, Капитон и Руфина.

Отец семейства, как и положено основателю династии, отличался суровым нравом и сильной предпринимательской хваткой. Это позволило ему сколотить состояние. Это же дало повод появлению легенды о чугунной шляпе. Эта легенда была на ура принята в первые годы Советской власти, когда российские промышленники и предприниматели в одночасье превратились в эксплуататоров, хищников, кровососов.

Вот, например, статья «На старательных работах» в «Рабочем журнале» № 14 от 14 сентября 1923 года. Приводится разговор рабочих:

- Старики говорят, Бурдаковы с этой шахты дома настроил.

- Оттого ему и надели на башку чугунную шляпу, - откуда-то из-за забора кричит невидимый рабочий.

- Зато он и пожил!... А мы что?! – оппонирует первый.

- Пожил... Власти не было, вот и пожил!».

Суть же легенды такова.Хищник Бурдаков, при Александре III, не пожелал подчиняться горнозаводскому надзору и добывал золото так, как он считал для себя выгодным. Был владельцем многих Уральских приисков и больших домов в губернской Перми и других городах, словом – миллионер, благодаря чему никакая судебная власть ничего не могла с ним поделать. Дело дошло до «высочайшего имени» и вот Александр приказывает: отлить чугунную шляпу Бурдакову, заковать в кандалы и отправить в Сибирь.

Так говорит легенда.

Дети основателя дела были людьми очень образованными. Особенно примечательна личность Викторина. Образованный человек, он был действительным членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). В 14 томе трудов УОЛЕ за 1896 год опубликована написанная в соавторстве с инженером И.М. Гендриковым работа о деятельности «Товарищества В.Я. Бурдакова и В.Н. Шаравьева». Вещь, скажу я вам, посильнее «Фауста» Гете будет: настоящая энциклопедия золото-платинодобычи в наших краях. Активно занимался благотворительностью. Состоял попечителем Нижнетуринского двухклассного училища и Николаевского, исправительного отделения (знаменитая Нижнетуринская тюрьма), был директором тюремного комитета, шефствовал над земской школой. За общественную и благотворительную деятельность награжден золотой медалью на Аннинской ленте.

Хищники

  1908 Особую категорию людей в драгоценном промысле составляли «хищники». Это те, кто стремился урвать свою долю, занимаясь добычей металла незаконно. «Классикой жанра» стали события в мае 1902 года близ поселка Валериановска в верховьях реки Мокрая, притока Выи. В этих местах решили попытать счастья два старателя. В одном из ложков они остановились перекурить. Один из них присел на поваленное дерево, а другой зашел за вывернутые корневища по малой нужде. Его внимание привлекли сероватые зерна металла. Это была платина, лежавшая на поверхности.

Мужчины работали целый день одним ковшом, а землю и ручью таскали в рубахах. И хоть договорились никому не говорить, но как тут вытерпеть. Один из них рассказал жене, та сестре, сестра – мужу – и понеслась душа в рай! Вскоре народ валом повалил в этот ложок. Зрелище было, надо сказать впечатляющим: мужчины и бабы, старики и дети как могли, растаскивали землю – на тачках, носилках в мешках, стремясь урвать побольше. Через пару месяцев ложок выбрали подчистую. Количество добытой платины исчислялось пятидесятью пудами. Когда об этом узнало начальство – поезд уже ушел. Ложок же получил название хищнического.

... То были преданья старины глубокой. Однако и сегодня грибники – ягодники в лесу частенько натыкаются на шурфы – это ищут своего фарта (удачи) нынешние старатели. Или хищники, кто их разберёт.

Коля и Галя

Это легенда нового времени. Её довелось услышать от одного известного в городе педагога. Герои её – молодые влюблённые – Галя и Коля. Туристы-романтики, они пришли на гору в поход. Ночью Галя пропала. Куда, как, при каких обстоятельствах – так и осталось загадкой: или заблудилась, или упала в заброшенную шахту тёмной ночью...

От горя Коля потерял рассудок. Он остался на горе – искать любимую. Со временем одежда на нём истлела, он оброс шерстью, которая выросла даже на ладонях, разучился говорить.

Прошло много лет, но несчастный по-прежнему ищет свою Галю. Глубокой ночью он приходит к туристическим палаткам, в которых спят девушки, ощупывает своими мохнатыми руками их лица, повторяя одно-единственное слово, сохранившееся у него в памяти: «Галя! Галя!..»

Все права принадлежат Качканарскому городскому архиву 2012г.

Top Desktop version