---

---
A+ A A-

“Подробное соображение” о 100-летнем юбилее

С 2006 года наше муниципальное образование существует в статусе городского округа.

 

 

Читаем в Уставе: В состав территории городского округа входят город Качканар, а также в соответствии с генеральным планом городского округа  территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории посёлков и других сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: посёлок Валериановский, посёлок Именновский”. Вот так. Всё понятно и логично. И посёлки наши нашли своё место в этой структуре. И история нашего края обрела логику и смысл: вот вам полувековая история города, а вот – куда как более древняя история округа в целом – с золотоплатиновой эпопеей, c Походяшиным – и так хоть до каменного века.

И тогда не выглядит абсурдным такое, например, событие, как грядущий 100-летний юбилей народного образования в Качканарском городском округе. А это именно так. Оно, оказывается, имеет очень глубокие корни. Ибо начало образованию в наших краях положило открытие земского народного училища на Валериановском прииске в тысяча девятьсот… С датой попробуем определиться чуть позже.

Предыстория вопроса такова. Как-то в архивный отдел зашли Л.Ф.Перцева и С.А.Титовец – руководители музея Валериановской средней школы. Замечательные женщины: исключительно добросовестные и исполнительные, очень отзывчивые к различным инициативам – сотрудничать с ними очень приятно. И музей у них замечательный, в своём роде уникальный: только его экспозиции рассказывают нам о той же золотоплатиновой эпопее, о вкладе наших земляков в достижение Великой Победы и других фактах истории нашего края. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы школы, значит, музею нужно основательно помочь, с тем чтобы он стал реальной историко-культурной достопримечательностью Качканарского городского округа, местом паломничества горожан и гостей города. И чтобы туда не стыдно было привезти хоть Губернатора, а может, кого и выше.

Так вот, Людмила Фёдоровна и Светлана Александровна обозначили проблему юбилея. Следовало уточнить дату, подкрепив её документом. На тот момент я ничем не мог им помочь  и посоветовал адресоваться к Н.Л.Спиркину, у которого хранятся материалы Г.А. Пономарёва по истории Валериановска. (Как рано ушёл из жизни Геннадий Афанасьевич. Вот уж был настоящий краевед!) Но мысль сильно запала в голову, став прямо-таки навязчивой.

И вот как-то будучи по казённой надобности в Екатеринбурге, сумел-таки на пару-тройку часов заскочить в краеведческий отдел библиотеки им. Белинского. В принципе, где искать – было ясно. Уездное образование находилось в ведении земства – от этой печки и следовало танцевать.

Земства – гениальный плод Великих реформ Царя-Освободителя Александра II. Эти органы местного самоуправления сыграли колоссальную роль в подъёме  хозяйственной и культурной жизни страны, причём глубинных её пластов. На Урале земства отличались особым демократизмом, так как поместное дворянство у нас практически отсутствовало. А земские врачи, земские учителя и другие земские деятели – это эталон отношения к профессиональному долгу, работы не за страх, а за совесть. Причём, деятельность земств была максимально прозрачна. Вот и Верхотурская земская управа регулярно издавала всевозможные подробнейшие отчёты, в том числе по народному образованию.

Ну и вот – листай отчёты, ищи желаемое и попутно получай удовольствие. Именно удовольствие – от узнавания нового о том, что для тебя близко, знакомо, дорого. От уважения к людям, которые добросовестно работали и реально, а не абстрактно-показушно отражали свою работу. В конце концов, просто от работы со 100% достоверным историческим источником.

Только вот удовольствие это времязатратное: приходилось листать все отчёты подряд. А перед этим необходимо найти их в каталоге, заполнить на них требования и т.д. – в общем, морока. И когда до закрытия библиотеки оставался буквально час, библиотекарь краеведческого отдела подошла ко мне с вопросом: “Над чем маетесь?” Получив ответ, добрая женщина повела меня в святая святых – в фондохранилище. Там она показала полочку с отчётами, подоконник и стул, куда можно было притулиться. Процесс пошёл динамичней. Ну и в 3-м томе приложений к журналам Верхотурского уездного земского собрания 41-й очередной сессии 1910 года, в коем доклады по народному образованию, - искомое обнаружилось. Давайте внимательно, очень внимательно прочитаем документ, с тем чтобы сообща определиться-таки с датой.

 

Внимание, вопрос: так в каком же году было открыто народное земское училище на прииске Валериановском? Варианты ответов: 1909, 1910, 1911.

Давайте выяснять. “Текущий год” – это 1910 год, когда состоялась вышеозначенная сессия. “В минувшем году”, то есть в 1909-м, жителям Валериановского прииска было отказано  “за поздним поступлением” просьбы. “В текущем”, то есть в 1910 году, когда под желание жителей подвели материальную базу – построили здание для школы – было дано разрешение на её открытие. Деньги на жалованье учителю в этом году не были предусмотрены, но их изыскали. А вот уже на 1911 год эти расходы были заложены в смету.

Таким образом, получается, что год основания училища – 1910-й. Так? Как будто бы. Хоть “интертрепации” возможны. Поэтому для пущей убедительности надо бы эти соображения ещё догрузить документами. Например, таким, с необычным для нашего слуха названием: “Подробное соображение №5 по содержанию  одноклассных и двухклассных училищ на 1913 год”. В длинном списке народных училищ находим Валериановское: оно под №41 (см. таблицу).

 

С какого

времени

 

Предл. Управой на 1913 год. Руб

 

 

На службе

Последний оклад жалования

Ассигнования по смете на 1912 год. Руб.

Жалованье и др. Расходы. Руб.

Определено земским собранием. Руб.

41. Валериановское

 

 

 

 

 

Заведующей Десятовой

1 октября 1909 г.

1 сентября

1910 г.

360

360

360

За заведование училищем

 

 

48

48

48

Законоучителю

 

 

45

60

60

 

Десятова – первая заведующая и учительница в одном лице, факт, в общем-то, известный. Опять встречается дата – 1909 год, с которого Десятова находилась “на службе”, но ведь не факт, что в Валериановске. Возможно, это начало педагогической карьеры молодой учительницы. А с 1 сентября 1910 года она трудилась уже здесь, во вновь открытом училище.

Законоучитель – преподаватель закона Божиего, обязательно священник. Но на Валериановском прииске храма не было. Ближайший – Зосимо-Савватиевский на Екатеринбургском прииске (ныне посёлок Ис). Возможно, Закону Божиему валериановских ребятишек обучал его настоятель о. Матфей Ашихмин. Пока не ясно.

И ещё один красноречивый документ, результирующий первый год работы учебного заведения. Называется “Сведение о числе учеников, выбывших в течение 1910/11 учебного года из училищ, окончивших курс и оставленных на повторный курс, с соответствующим отношением, а также и о числе  преподавателей”. Это таблица из 16-ти колонок, в которой Валериановское училище под №21. Обобщим интересующую информацию.

Число преподавателей – 1.

Общее число учеников в начале учебного года- в 1 отделе – 41 (имеется в виду 1-й год обучения, первоклассники по-нашему, других в этом году просто не было. – М.Т.)

Итого – 41.

В течение учебного года выбывших – 6 (14,6% к общему числу).

Осталось на конец учебного года – 35.

Из них осталось на повторительный курс – 6 (17,1% к общему числу)

Всего выбывших и оставшихся – 12 (29,3%).

Есть сведения и за последующие годы.

 

100 лет – очень солидная и красивая дата. Думается, что событие это отнюдь не местечкового характера, имеющее значение только для Валериановска и Валериановской школы. И время для разгона есть.

Яндекс.Метрика

Все права принадлежат Качканарскому городскому архиву 2012г.